четверг, 28 февраля 2008 г.

Я - жадный

Последнее время, как только заходит разговор о социальных сервисах, у меня в голове в виде красного поплавка всплывает вопрос: "А где деньги?" и энергично так дёргается. Хотя деньги не мои, мне просто так интересно.

На выходных прочитал заметку "типология социальных сервисов" и нахлынули на меня соображения по этому поводу вместе с кратковременными осадками. Во-первых, я не согласен с тем, что социальные сервисы так сильно различаются друг от друга, что можно говорить о типах, а не о видах.
И во-вторых, мне всегда было интересно - а как, собственно, создатели собираются зарабатывать на социальных сервисах?
Собрали, значит, ВКонтакте XXX млн пользователей и что дальше? А дальше нужно как-то отрабатывать вложенные средства. И пока, способов зарабатывания на пользователях я видел всего два:

  1. брать деньги с самих пользователей за взаимодействие с сервисом (видов много - за расширенные возможности, отсутствие рекламы, за рекламирование пользователя);

  2. давать площади под рекламу. Активные пользователи пишут интересный контент, который привлекают других пользователей, на которых зарабатывает сервис посредством предоставления площадей под рекламу.
    При этом:

    1. активным пользователям могут платить (электронные СМИ) не очень много, потому что цепочка получения денег длинна или

    2. не платить - все остальные;

    Есть ещё:

  3. способ будущего (все о нём говорят, но пока вроде никто не предлагает) - торговля информацией о пользователях - тут владельцы социальных сервисов становятся похожи на Чичикова. Торговля может быть разной - например, таргетированная реклама.

    При этом самим пользователям никто денег не дает. Социальные сервисы по-моему больше всего похожи на компьютерную игру - замкнутый мир, мало связанный с физической реальностью. То есть, человек заходит в социальную сеть (или ещё куда), виртуализуется, как-то взаимодействует с другими виртуальными копиями людей, тратит деньги, потом выключает компьютер и всё, что у него осталось - воспоминания и впечатления ("Помнишь Машку из седьмого б? Растолстела-то как!") - одни виртуальные понятия.

    Есть у таких сервисов одно слабое место (оно же - сильное) - статичность модели, не позволяющая заработать на пользователях другими способами.

    С коммерческой точки зрения, мне кажется, гораздо более интересна другая модель:

  4. пользователи коммерчески взаимодействуют друг с другом, а сервис получает процент - e-bay. В этом случае один пользователь тратит деньги, другой - зарабатывает. И второй недавний пример - немецкая есть взаимного кредитования smava.

По-моему, в коммерческой социальной сети заложен потенциал получения больших денег как самими пользователями, так и владельцами сети, чем в просто социальных сервисах, зарабатывающих деньги первыми тремя способами.

Мне лично не хватает времени оставить комментарий у друзей моего дневника в ЖЖ, хотя я всех вас читаю. А в коммерческой социальной сети: продал - пообщался - получил отзыв; вот оно, настоящее общение. Шутка. И общение в сети ты можешь подтвердить деньгами или покупкой.