четверг, 3 апреля 2008 г.

Советский бренд


Кажется мне, что все маркетинговые ухищрения делаются только для одного - создать монополию на продукт/услугу, и огрести денег.

Только вот когда создаётся монополия, с людьми в компании происходят чудесные изменения. Руки перемещаются в область тазобедренного сустава, туда же перемещается языки подчинённых. В итоге, простому клиенту приходится иметь дело с получившимся рукожопом.

Особенно заметно это в компаниях-наследниках тяжёлых советских времен.

Только в Сбербанке платёж может идти до 5 дней, в коммерческих банках - до трёх. И платёжки для Сбербанка особые, с подкавыкой.

Волгателеком - чудо, что за компания. Приходишь к ним в клиентсткий отдел и наблюдаешь картину маслом: звонит телефон, и операторы поднимают трубку, а потом кладут. И так несколько раз. Если телефон не перестаёт звонить, говорят: "Вась, возьми трубку, что-то упорный попался".

Но и современные компании иногда радуют своим подходом к клиентам.
Недавно до меня дошло, что домофонные компании, монополисты в том подъезде, где стоит их домофон. По крайней мере, на ближайшие годы, пока конкуренция не стала особенно напряжённой.
У меня с компанией "Визит", монополистом нашего подъезда, случилась долгая восьмимесячная история. Во-первых у компании два телефона, один из которых обычно занят, на втором включается факс. Во-вторых, они не могли доставить ключи эти самые семь месяцев, в результате собственного кретинизма (ведь в 14:00 в среду все люди сидят дома и ждут звонка от обладателя ключей).

В итоге я позвонил по номеру, где обычно включается факс и попал на мрачного мужчину, который объяснил мне, что я кругом не прав. Во-первых, заказывать нужное количество ключей необходимо при установке домофона и дополнительные ключи - это нереальный мегабонус, поэтому мы должны постоянно сидеть дома и дожидаться водителя. Но всё-таки можно прийти со старым ключом по адресу, и повелитель домофона сделает мне новый.

И вот на днях я съездил по адресу (найти фирму нелегко, от ближайшей остановки топать минут 20). Офис на втором этаже был достаточно пыльно, сбоку висел стенд, состоящий из частей взорванного домофона. Ключи мне сделали за одну минуту (поднесли болванку к какому-то пикающему устройству).

Именно поэтому я против монополии, я - за здоровую конкуренцию.

Например, среди производителей советских брендов.

Покупая вещь под каким-нибудь брендом, я, наверное, получаю часть истории этого бренда и его идеологии. Для того и создавались бренды, не так ли? Но я, честно говоря, ничего такого не ощущаю. Хотя пью кефир "Простоквашино", ем всякие сырки, йогурты Данон и прочую дрянь. Не чувствую я философии Данон, ничего я о ней не знаю...

Зато я чувствую привкус истории в плавленом сырке "Дружба". У меня даже есть эксклюзивный рецепт закуски "по-еврейский" (также известной под названием "студенческая"): Плавленый сырок "Дружба" нарезать мелкими кусочками, собрать хлебные крошки, оставшиеся после застолья. Оросив крошки голодной слюной, вывалять в них сырок. Полученные комочки нанизать на заострённые спички. Подавать со слезой в глазах.

Вообще я не самый большой любитель пива, но к "Жигулёвскому" ОАО "Жигулёвское пиво", Самара я отношусь с почтением. Сделаное по австрийскому рецепту, оно называлось "Венское".
Когда самарский завод "Жигулевское пиво" зарегистрировал эту марку в 1992 году, то никаких претензий к другим предприятиям отрасли по поводу производства "Жигулевского" он не имел. Десять лет спустя завод "Жигулевское пиво" попытался присвоить бренд и через суд потребовал от других предприятий отрасли прекратить производство пива под одно-именной маркой либо платить деньги за ее использование. Однако суд решил оставить право использовать марку "Жигулевское" всем пивоварам, какие пожелают его разливать.

К "Советскому Шампанскому" я равнодушен. Но у него тоже своя история борьбы: С целью выбить для себя эксклюзивные условия пользования брендом, "Игристые вина" совместно с осетинским "Истоком" и Московским комбинатом шампанских вин в феврале 2005 года решили создать некоммерческое партнерство Союз производителей "Советского шампанского". Пока из этого, правда, ничего не получилось, но мало ли что будет.

Ириски "Золотой ключик" и "Кис-кис" - самое важное достижении конфетной индустрии, по моему мнению. Это чрезвычайно опасные для пломб тянучки - для настоящих мачо, не боящихся потерять свои зубы.

Кроме того, даже иностранцы признают силу советских брендов. Я помню рассказ про американку, из автомобилей в России признающей только "Волгу", потому что даже в самом отдалённом колхозе у председателя обязательно будут к ней запчасти (потому как сам председатель ездит, естественно, на "Волге").

Тоже самое со Сбербанком - везде найдётся сберкасса.

У советских брендов есть одно преимущество перед новыми - они уже несут в себе историю и эмоции для той части населения, которая их помнит, производителю остаётся только присвоить их себе. Так что борьба за историю и за наши умы продолжается.

Кстати, а что у Вас осталось из любимых продуктов с советских времён?

Да, и ещё мне интересно, как называется фрукт - нечто среднее между яблоком и грушей? Яблогруш или грушеяб?
________________________
Ссылки по теме:
Советские бренды,
Советкие бренды в Белоруссии,
Картинки брендов,
Не отдадим иностранцам советские бренды,
Open Source Brand,
Про "немецкое" пиво, "итальянскую" лапшу и тому подобное.

---------------------------------
Не уверен я, что Артём меня добавит, но составим карту блогосферы - мой город Самара!

И ещё парочка-троечка ссылок для Блоговара:
Как избежать неприятностей при неуплате штрафов,
Русскоязычная часть ODP в марте 2008,
Гугл утопит Майкрософт в жире.

2 коммент.:

1 комментирует...

В Самаре ещё один бренд - собственно, сами Жигули. Это название определяет не только философию бренда, но и наводит на мысли о характере и наклонностях людей, которые этим брендом пользуются.

Денис Хамин комментирует...

Ты имеешь в виду горы или автомобили?